Роструд в 2025 году начнет вести реестр недобросовестных работодателей

Федеральный закон № 565-ФЗ от 12.12.2023 года, регламентирующий занятость населения, вводит важный механизм борьбы с теневой занятостью – создание межведомственных комиссий на региональном уровне (статья 67). Эти комиссии, наделённые широкими полномочиями, представляют собой ключевой инструмент государственного контроля за соблюдением трудового законодательства и пресечением нарушений, связанных с занижением заработной платы, уклонением от налогообложения и маскировкой трудовых отношений под гражданско-правовые.

Функционирование комиссий опирается на тесное взаимодействие различных государственных структур. Ключевую роль играют налоговые органы, предоставляющие комиссии данные о компаниях и индивидуальных предпринимателях, выплачивающих заработную плату ниже установленного минимального размера оплаты труда (МРОТ), а также осуществляющих выплаты самозанятым гражданам, превышающие 20 000 рублей в месяц. Такие показатели служат сигналом о потенциальных нарушениях и требуют более детальной проверки. В арсенале комиссий также находятся запросы к Пенсионному фонду России (ПФР) и Фонду социального страхования (ФСС), позволяющие получить полную картину трудовых отношений в проверяемых организациях. Анализ данных из разных источников помогает выявить сложные схемы ухода от налогов и обеспечения социальной защиты работников.

На основе анализа представленной информации комиссии принимают решения о наличии или отсутствии нарушений. Если выявляются факты занижения заработной платы, ненадлежащего оформления трудовых отношений (замена трудовых договоров гражданско-правовыми соглашениями, характерными для «серых» схем), либо другие нарушения, предусмотренные законом, работодатель включается в специальный публичный реестр недобросовестных работодателей. Ведение этого реестра возложено на Федеральную службу по труду и занятости (Роструд), начиная с 1 января 2025 года (пункт 6 статьи 67 Закона № 565-ФЗ).

Правительство РФ утверждает порядок формирования и ведения этого реестра. Проект постановления предполагает включение в него организаций и ИП, в отношении которых вынесены постановления о привлечении к административной ответственности за выявленные нарушения трудового законодательства. Это значит, что основанием для внесения в реестр является не просто подозрение, а правосудное решение, подтверждающее вину работодателя. Срок пребывания в реестре составляет 1 год с момента последнего выявленного нарушения.

Информация в реестре будет содержать полные данные о работодателе: полное наименование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя, ИНН, дату внесения в реестр и основание для включения (номер и дата постановления о привлечении к административной ответственности). Такая прозрачность направлена на защиту прав работников и стимулирование работодателей к соблюдению закона.

Включение в реестр недобросовестных работодателей влечёт за собой серьёзные последствия. Это не только негативная репутация, но и значительные ограничения в деловой активности. Работодателям, попавшим в реестр, грозят внеплановые проверки со стороны контролирующих органов, ограничения доступа к государственным субсидиям, грантам, льготным кредитам, налоговым преференциям и участию в государственных закупках. Это существенные санкции, призванные мотивировать работодателей к соблюдению трудового законодательства и социальной ответственности. Более того, включение в этот реестр может служить основанием для отказа в выдаче лицензий или иных разрешительных документов.

Важно отметить, что закон предусматривает механизмы обжалования решений межведомственных комиссий и включения в реестр. Работодатель имеет право оспорить решение в судебном порядке, если считает его неправомерным. Такой механизм обеспечивает баланс интересов и защищает права как работников, так и работодателей. В целом, введение данного реестра является важным шагом к созданию более справедливой и прозрачной системы трудовых отношений в России. Его эффективность будет во многом зависеть от оперативности и объективности работы межведомственных комиссий, а также от строгого соблюдения установленного порядка ведения реестра. Постоянный мониторинг его функционирования и внесение необходимых корректировок будут способствовать повышению его эффективности в борьбе с нелегальной занятостью и защите прав трудящихся.

реестр недобросовестных работодателей


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *