Счет 97 «Расходы будущих периодов»

Счет 97 «Расходы будущих периодов» предназначен для отражения затрат, которые были произведены в текущем периоде, но относятся к нескольким последующим отчетным периодам. Эти расходы распределяются на несколько отчетных периодов, чтобы правильно отразить их экономическое содержание и обеспечить равномерное распределение затрат.

Что относится к расходам будущих периодов?

К расходам будущих периодов могут относиться следующие виды затрат:

  1. Арендные платежи за несколько месяцев вперед.
  2. Страховые премии, уплаченные за несколько месяцев или лет.
  3. Подписка на периодические издания (журналы, газеты) на длительный срок.
  4. Обучение сотрудников, если оно направлено на повышение квалификации, которое будет использоваться в течение нескольких лет.
  5. Лизинговые платежи, если они уплачиваются за несколько месяцев или лет вперед.
  6. Другие аналогичные расходы, связанные с получением выгод в будущем.

Как учесть расходы будущих периодов в бухгалтерском учете?

В бухгалтерском учете расходы будущих периодов учитываются следующим образом:

  1. Отражение расходов при оплате:
  • Дт 97 «Расходы будущих периодов»
  • Кт 50/51/52 и др. (в зависимости от способа оплаты) Например, если компания заплатила страховой премии за год вперед:
   Дт 97 «Расходы будущих периодов»
   Кт 51 «Расчетные счета»
  1. Ежемесячное списание расходов:
    Расходы будущих периодов должны быть равномерно распределены по месяцам, в течение которых они будут использоваться. Для этого ежемесячно делается проводка:
  • Дт 26 «Общехозяйственные расходы» (или другой соответствующий счет)
  • Кт 97 «Расходы будущих периодов» Пример: Если страховая премия составляет 120 000 рублей за год, то ежемесячно будет списываться 10 000 рублей:
   Дт 26 «Общехозяйственные расходы»
   Кт 97 «Расходы будущих периодов»

Как учесть расходы будущих периодов в налоговом учете?

В налоговом учете подход к расходам будущих периодов может отличаться от бухгалтерского учета. В соответствии с Налоговым кодексом РФ, расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся.

  1. Признание расходов в момент оплаты:
    Если организация использует метод начисления, то расходы признаются в налоговом учете в те месяцы, к которым они относятся, а не в момент оплаты.
  2. Распределение расходов:
    Расходы, относящиеся к нескольким налоговым периодам, распределяются пропорционально количеству месяцев, в течение которых они будут использоваться. Например, если страховая премия уплачена за 12 месяцев, то она будет равномерно распределена на 12 месяцев. Пример: Страховая премия в размере 120 000 рублей уплачена в декабре 2024 года за период с января по декабрь 2025 года. В налоговом учете в 2025 году ежемесячно будет признаваться 10 000 рублей (120 000 / 12).

Особенности учета в 2025 году

В 2025 году важно помнить о следующих моментах:

  1. Распределение расходов: Все расходы, уплаченные в конце 2024 года или ранее, но относящиеся к 2025 году, должны быть равномерно распределены по месяцам 2025 года.
  2. Корректировки: Если в 2025 году возникнут изменения в условиях договоров (например, изменение арендной платы или страховых премий), это потребует корректировки сумм, признаваемых в каждом месяце.
  3. Налоговые риски: При проведении налоговых проверок налоговые органы могут обратить внимание на правильность распределения расходов будущих периодов. Поэтому важно вести тщательный учет и документальное подтверждение всех произведенных расходов.

Заключение

Счет 97 «Расходы будущих периодов» является важным инструментом для равномерного распределения затрат между отчетными периодами. В 2025 году необходимо правильно распределить все расходы, относящиеся к этому году, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете, чтобы избежать ошибок и возможных штрафов.


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *